ИНФОРМАТИКА рабочая програма 7-11 кл

Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся, с
учетом регионально-модульной программы. Программа является ключевым компонентом
учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
В соответствии с п.18.3.1. федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего образования в учебном плане учебный предмет
«Информатика» входит в качестве обязательного в состав предметной области –
Математика и информатика.
Изучение информатики в 7–11 классах направлено на достижение следующих
целей:

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации,
теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и
способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ);

совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с
информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности
и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с
учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной
деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об
информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью
компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее
результанты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной
информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при
выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности,
дельнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

На изучение курса в 7-8 классах отводится 35 часов в каждом классе и 34 часа в 9-м
классе. За счет части, формируемой участниками образовательного процесса, добавляется 1
час в 7-х классах.
В календарно-тематическое планирование в 7-х классах вносятся коррективы:
добавляются часы на углубление знаний в следующих темах:
тема 1. Информация и информационные процессы (+11 часов),
тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (+5
часов),
тема 3. Обработка графической информации (+2 часа)
тема 4. Обработка текстовой информации (+11 часов),
тема 5. Мультимедиа (+2 часа)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Личностные планируемые результаты
Критерии
Личностные результаты
сформированности
1.5.Сформированность
Самоопределение
ответственного отношения
(личностное,
профессиональное, к осознанному выбору и
построению дальнейшей
жизненное)
индивидуальной траектории
образования на базе
ориентировки в мире
профессий и
профессиональных
предпочтений, с учётом
устойчивых познавательных
интересов ипотребностей
региона, а также на основе
формирования
уважительного отношения к
труду, развития опыта
участия в социально
значимом труде
1.6. Сформированность
целостного мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития науки и
общественной практики,
учитывающего социальное,
культурное, языковое,
духовное многообразие
современного мира

Смыслообразовани
е

2.1.Сформированность
ответственного отношения
к учению, готовности и
способности обучающихся к
саморазвитию и

Предметные результаты
Развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие
умений составить и записать
алгоритм
для
конкретного
исполнителя; формирование знаний
об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях;
знакомство с одним из языков
программирования и основными
алгоритмическими структурами –
линейной, условной и циклической.
Развитие
умений
применять
изученные понятия, результаты,
методы
для
решения
задач
практического характера и задач из
смежных
дисциплин
с
использованием при необходимости
справочных
материалов,
компьютера, пользоваться оценкой
и прикидкой при практических
расчетах.
Формирование информационной и
алгоритмической
культуры;
формирование представления о
компьютере как универсальном
устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и
умений
использования
компьютерных устройств.
Формирование представления об
основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и
их свойствах.
Формирование
умений
формализации и структурирования
информации, умения выбирать
способ представления данных в
соответствии
с
поставленной

самообразованию на основе
мотивации к обучению и
познанию
2.4.Сформированность
ценности здорового и
безопасного образа жизни

задачей – таблицы, схемы, графики,
диаграммы,
с
использованием
соответствующих
программных
средств обработки данных.
Формирование навыков и умений
безопасного и целесообразного
поведения
при
работе
с
компьютерными программами и в
Интернете,
умения
соблюдать
нормы информационной этики и
права.

1.2. Метапредметные планируемые результаты
Универсальные
Метапредметные результаты
учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Р1 Умение
Р1.1 Анализировать существующие и
самостоятельно
планировать будущие образовательные
определять цели
результаты
обучения, ставить и
Р1.2 Идентифицировать собственные
формулировать для
проблемы и определять главную проблему
себя новые задачи в
Р1.3Выдвигать версии решения проблемы,
учебе и
формулировать гипотезы, предвосхищать
познавательной
конечный результат
деятельности,
Р1.4 Ставить цель деятельности на основе
развивать мотивы и
определенной проблемы и существующих
интересы своей
возможностей
познавательной
Р1.5 Формулировать учебные задачи как
деятельности
шаги достижения поставленной цели
(целеполагание)
деятельности
Р1.6 Обосновывать целевые ориентиры и
приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов
Р2 Умение
Р2.1 Определять необходимые действие(я) в
самостоятельно
соответствии с учебной и познавательной
планировать пути
задачей и составлять алгоритм их
достижения целей, в
выполнения
том числе
Р2.2 Обосновывать и осуществлять выбор
альтернативные,
наиболее эффективных способов решения
осознанно выбирать
учебных и познавательных задач
наиболее
Р2.3 Определять/находить, в том числе из
эффективные
предложенных вариантов, условия для
способы решения
выполнения учебной и познавательной
учебных и
задачи
познавательных
Р2.4 Выстраивать жизненные планы на
задач (планирование) краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую
последовательность шагов)
Р2.5 Выбирать из предложенных вариантов
и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели
Р2.6 Составлять план решения проблемы
(выполнения проекта, проведения
исследования)
Р2.7 Определять потенциальные
затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства
для их устранения

Типовые задачи
применения УУД
Постановка и решение
учебных задач
Учебное сотрудничество
Технология
формирующего
(безотметочного)
оценивания
Эколого-образовательная
деятельность
Метод проектов
Учебно-исследовательская
деятельность
Кейс-метод

Постановка и решение
учебных задач
Организация
учебного
сотрудничества
Метод проектов
Учебно-исследовательская
деятельность
Кейс-метод

Универсальные
учебные действия

Р3 Умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе достижения
результата,
определять способы
действий в рамках
предложенных
условий и
требований,
корректировать свои
действия в
соответствии с
изменяющейся
ситуацией (контроль
и коррекция)

Р4 Умение оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности ее
решения (оценка)

Метапредметные результаты
Р2.8 Описывать свой опыт, оформляя его для
передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного
класса
Р2.9 Планировать и корректировать свою
индивидуальную образовательную
траекторию
Р3.1 Определять совместно с педагогом и
сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей
учебной деятельности
Р3.2 Систематизировать (в том числе
выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей
деятельности
Р3.3 Отбирать инструменты для оценивания
своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований
Р3.4Оценивать свою деятельность,
аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата
Р3.5 Находить достаточные средства для
выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при
отсутствии планируемого результата
Р3.6 Работая по своему плану, вносить
коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для
получения запланированных характеристик
продукта/результата
Р3.7 Устанавливать связь между
полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и
по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для
получения улучшенных характеристик
продукта
Р3.8 Сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно
Р4.1 Определять критерии правильности
(корректности) выполнения учебной задачи
Р4.2 Анализировать и обосновывать
применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной
задачи

Типовые задачи
применения УУД

Постановка и решение
учебных задач
Поэтапное формирование
умственных действий
Организация
учебного
сотрудничества
Технология
формирующего
(безотметочного)
оценивания
Учебно-познавательные
(учебно-практические)
задачи на саморегуляцию и
самоорганизацию
Метод проектов
Учебно-исследовательская
деятельность

Организация
учебного
сотрудничества
Технология
формирующего
(безотметочного)
оценивания

Универсальные
учебные действия

Метапредметные результаты
Р4.3 Свободно пользоваться выработанными
критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая
результат и способы действий
Р4.4 Оценивать продукт своей деятельности
по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с
целью деятельности
Р4.5 Обосновывать достижимость цели
выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных
внешних ресурсов
Р4.6 Фиксировать и анализировать динамику
собственных образовательных результатов

Р5 Владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия решений и
осуществления
осознанного выбора
в учебной и
познавательной
(познавательная
рефлексия,
саморегуляция)

Р5.1 Наблюдать и анализировать
собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки
Р5.2Соотносить реальные и планируемые
результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать
выводы
Р5.3 Принимать решение в учебной
ситуации и нести за него ответственность
Р5.4 Самостоятельно определять причины
своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха
Р5.5 Ретроспективно определять, какие
действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к
получению имеющегося продукта учебной
деятельности
Р5.6 Демонстрировать приемы регуляции
психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта
успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления
(ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности)
Познавательные универсальные учебные действия
П6 Умение
П6.1 Подбирать слова, соподчиненные
определять понятия,
ключевому слову, определяющие его
создавать
признаки и свойства
обобщения,
П6.2 Выстраивать логическую цепочку,
устанавливать
состоящую из ключевого слова и

Типовые задачи
применения УУД
Учебно-познавательные
(учебно-практические)
задачи на саморегуляцию и
самоорганизацию
Метод проектов
Учебно-исследовательская
деятельность

Постановка и решение
учебных задач
Организация
учебного
сотрудничества
Технология
формирующего
(безотметочного)
оценивания
Эколого-образовательная
деятельность
Учебно-познавательные
(учебно-практические)
задачи на формирование
рефлексии
Метод проектов
Учебно-исследовательская
деятельность

Учебные
задания,
обеспечивающие
формирование логических
универсальных
учебных
действий

Универсальные
учебные действия
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания
и критерии для
классификации,
устанавливать
причинноследственные связи,
строить логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное, по
аналогии) и делать
выводы (логические
УУД)

Метапредметные результаты
соподчиненных ему слов
П6.3 Выделять общий признак двух или
нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство
П6.4 Объединять предметы и явления в
группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления
П6.5 Выделять явление из общего ряда
других явлений
П6.6 Определять обстоятельства, которые
предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств
выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений
П6.7 Строить рассуждение от общих
закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям
П6.8 Строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки
П6.9 Излагать полученную информацию,
интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи
П6.10 Самостоятельно указывать на
информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки
достоверности информации
П6.11Вербализовать эмоциональное
впечатление, оказанное на него источником
П6.12 Объяснять явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской
деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения)
П6.13 Выявлять и называть причины
события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные
последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ
П6.14 Делать вывод на основе критического
анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или

Типовые задачи
применения УУД
Стратегии смыслового
чтения
Дискуссия
Метод ментальных карт
Эколого-образовательная
деятельность
Метод проектов
Учебно-исследовательская
деятельность
Дебаты
Кейс-метод

Универсальные
учебные действия

Метапредметные результаты

самостоятельно полученными данными
П7.1 Обозначать символом и знаком
предмет и/или явление
П7.2 Определять логические связи между
предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков
в схеме
П7.3 Создавать абстрактный или реальный
образ предмета и/или явления
П7.4 Строить модель/схему на основе
условий задачи и/или способа ее решения
П7.5 Создавать вербальные, вещественные и
информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией
П7.6 Преобразовывать модели с целью
выявления общих законов, определяющих
данную предметную область
П7.7 Переводить сложную по составу
(многоаспектную) информацию из
графического или формализованного
(символьного) представления в текстовое, и
наоборот
П7.8 Строить схему, алгоритм действия,
исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к которому
применяется алгоритм
П7.9 Строить доказательство: прямое,
косвенное, от противного
П7.10 Анализировать/рефлексировать опыт
разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического,
эмпирического) на основе предложенной
проблемной ситуации, поставленной цели
и/или заданных критериев оценки
продукта/результата
П8 Смысловое чтение П8.1Находить в тексте требуемую
информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
П8.2 Ориентироваться в содержании текста,
понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
П8.3 Устанавливать взаимосвязь описанных
в тексте событий, явлений, процессов;
П8.4 Резюмировать главную идею текста;
П7 Умение создавать,
применять и
преобразовывать
знаки и символы,
модели и схемы для
решения учебных и
познавательных
задач (знаковосимволические /
моделирование)

Типовые задачи
применения УУД
Постановка и решение
учебных
задач,
включающая
моделирование
Поэтапное формирование
умственных действий
Метод ментальных карт
Кейс-метод
Метод проектов
Учебно-исследовательская
деятельность

Стратегии смыслового
чтения
Дискуссия
Метод ментальных карт
Кейс-метод
Дебаты
Метод проектов
Учебно-исследовательская
деятельность

Универсальные
учебные действия

П9 Формирование и
развитие
экологического
мышления, умение
применять его в
познавательной,
коммуникативной,
социальной практике
и профессиональной
ориентации

П10 Развитие
мотивации к
овладению
культурой активного
использования
словарей и других

Метапредметные результаты
П8.5 Преобразовывать текст, «переводя» его
в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и
нехудожественный – учебный, научнопопулярный, информационный, текст nonfiction);
П8.6 Критически оценивать содержание и
форму текста.
П8.7Систематизировать, сопоставлять,
анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию,
содержащуюся в готовых информационных
объектах
П8.8 Выделять главную и избыточную
информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей;
представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов)
и в наглядно-символической форме (в виде
таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий – концептуальных диаграмм,
опорных конспектов)
П8.9 Заполнять и дополнять таблицы, схемы,
диаграммы, тексты
П9.1 Определять свое отношение к
природной среде
П9.2 Анализировать влияние экологических
факторов на среду обитания живых
организмов
П9.3 Проводить причинный и
вероятностный анализ экологических
ситуаций
П9.4 Прогнозировать изменения ситуации
при смене действия одного фактора на
действие другого фактора
П9.5 Распространять экологические знания и
участвовать в практических делах по
защите окружающей среды
П9.6 Выражать свое отношение к природе
через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы
П10.1 Определять необходимые ключевые
поисковые слова и запросы
П10.2 Осуществлять взаимодействие с
электронными поисковыми системами,
словарями
П10.3 Формировать множественную выборку

Типовые задачи
применения УУД

Эколого-образовательная
деятельность

Применение ИКТ
Учебно-познавательные
(учебно-практические)
задачи на, использование
Метод проектов
Учебно-исследовательская

Универсальные
учебные действия
поисковых систем

Метапредметные результаты

из поисковых источников для
объективизации результатов поиска
П10.4 Соотносить полученные результаты
поиска со своей деятельностью
Коммуникативные универсальные учебные действия
К11 Умение
К11.1 Определять возможные роли в
организовывать
совместной деятельности
учебное
К11.2 Играть определенную роль в
сотрудничество и
совместной деятельности
совместную
К11.3 Принимать позицию собеседника,
деятельность с
понимая позицию другого, различать в его
учителем и
речи: мнение (точку зрения),
сверстниками;
доказательство (аргументы), факты;
работать
гипотезы, аксиомы, теории
индивидуально и в
К11.4 Определять свои действия и действия
группе: находить
партнера, которые способствовали или
общее решение и
препятствовали продуктивной
разрешать
коммуникации
конфликты на основе К11.5 Строить позитивные отношения в
согласования
процессе учебной и познавательной
позиций и учета
деятельности
интересов;
К11.6 Корректно и аргументированно
формулировать,
отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
аргументировать и
уметь выдвигать контраргументы,
отстаивать свое
перефразировать свою мысль (владение
мнение (учебное
механизмом эквивалентных замен)
сотрудничество)
К11.7 Критически относиться к
собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его
К11.8 Предлагать альтернативное решение в
конфликтной ситуации
К11.9Выделять общую точку зрения в
дискуссии
К11.10 Договариваться о правилах и вопросах
для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей
К11.11 Организовывать учебное
взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.)
К11.12 Устранять в рамках диалога разрывы в
коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны
собеседника задачи, формы или содержания
диалога
К12 Умение
К12.1 Определять задачу коммуникации и в

Типовые задачи
применения УУД
деятельность

Организация
учебного
сотрудничества
Технология
формирующего
(безотметочного)
оценивания
Дискуссия
Эколого-образовательная
деятельность
Кейс-метод
Метод
проектов
(групповые)
Дебаты

Организация

учебного

Универсальные
учебные действия
осознанно
использовать
речевые средства в
соответствии с
задачей
коммуникации для
выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и
регуляции своей
деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью
(коммуникация)

К13 Формирование и
развитие
компетентности в
области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (ИКТкомпетентность)

Метапредметные результаты
соответствии с ней отбирать речевые
средства
К12.2 Отбирать и использовать речевые
средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой
группе и т. д.)
К12.3 Представлять в устной или
письменной форме развернутый план
собственной деятельности
К12.4 Соблюдать нормы публичной речи,
регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей
К12.5 Высказывать и обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога
К12.6 Принимать решение в ходе диалога и
согласовывать его с собеседником
К12.7 Создавать письменные
«клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых
средств
К12.8 Использовать вербальные средства
(средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления
К12.9 Использовать невербальные средства
или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под
руководством учителя
К12.10 Делать оценочный вывод о
достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и
обосновывать его
К13.1 Целенаправленно искать и
использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств
ИКТ
К13.2 Выбирать, строить и использовать
адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами
естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации
К13.3 Выделять информационный аспект
задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи
К13.4 Использовать компьютерные

Типовые задачи
применения УУД
сотрудничества
Дискуссия
Кейс-метод
Дебаты
Учебно-познавательные
(учебно-практические)
задачи на коммуникацию
Учебно-исследовательская
деятельность

Применение ИКТ
Учебно-познавательные
(учебно-практические)
задачи на использование
ИКТ для обучения
Метод проектов
Учебно-исследовательская
деятельность

Универсальные
учебные действия

Метапредметные результаты
технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том
числе: вычисление, написание писем,
сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.
К13.5 Использовать информацию с учетом
этических и правовых норм
К13.6 Создавать информационные ресурсы
разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности

Типовые задачи
применения УУД


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87239) 2-29-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».