Изобразительное искусство 5-7 кл. Рабочая программа.

Пояснительная записка
Нормативные документы составления рабочей программы по
предмету «Изобразительное искусство »
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования,
утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
2. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный
труд. 1-9 классы. Составитель Б.М. Неменский. 2008.;
3. Перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 27 декабря 2011г.
N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
*

(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2019/2020 учебный год”
4. Основная образовательная программа и учебный план общего образования МКОУ «Средняя
общеобразовательная школа №4 г.Кизляра, утверждённые на заседании педагогического совета от
30.08.2019, протокол № 1
2. Общая характеристика учебного предмета
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный
способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной
художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и
зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие
личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира,
воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в
обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном
выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить
свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих
способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и
искусству.
Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса
№

Авторы

Название

Год издания

Издательство

Планируемые образовательные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»

Роль учебного предмета « изобразительное искусство »
Программа по предмету направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения технологии, а также на формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих
направлениях:

личностные

Метапредмет
ные

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
•
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
•
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
•
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
•
развитие эстетическою сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование,
планирование, волевая регуляция, рефлексия, оценка и самооценка.
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и

познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения
задачи, умение делать выводы, прогнозировать, поиск информации,
построение цепи рассуждений, сопоставление, анализ, смысловое чтение,
работа с таблицами. • умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности
Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного
сотрудничества. • умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отставать свое мнение
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения

эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих
чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых
действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
внутренней речи.
• отстаивать свое мнение
Предметные

Ученик научится: • самостоятельно анализировать условия достижения
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих
цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом
чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
учебном материале;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых
• планировать пути достижения целей;
действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
уметь
самостоятельно
контролировать своё время и управлять им;
внутренней
речи.
•• принимать
отстаивать
свое мнение
решения
в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса.
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной
на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в
связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании
отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания
человека;
определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное»,
«комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических
искусств и использовать эти знания на практике; Понимать

жанровую систему в изобразительном искусствен её значение для
анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а
следовательно, и способов его изображения;
• Понимать роль и историю тематической картины в изобразительном
искусстве и её жанровых видах (бытовой, исторический жанр,
мифологическая и библейская темы в искусстве;

• Понимать процесс работы художника над картиной. Смысл каждого
этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
• Усвоить знания о композиции как о целостностей образном строе
произведения, о композиционном построении произведения, роли
формата, выразительном значении размера произведения,
соотношении целого и детали, значении размера произведения,
соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его
метафорическом смысле:
• Чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в
творчестве художника; понимать роль искусства в утверждении
значительности каждого момента жизни человека, в понимании и
ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
• Осознать роль искусства в создании памятников в честь больших
исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на
понимание событий истории;
• Осознать роль изобразительного искусства в понимании вечных тем
жизни,в создании культурного контекста;
• Усвоить знания о поэтическом (метафорическом) претворении
реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице
сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного,
изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и
скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
• Называть наиболее значимые произведения на исторические и
библейские темы в европейском и отечественном искусстве; пони
мать особую культростроительную роль русской тематической
картины 19-20 столетий;
• Иметь представление об историческом художественном процессе, о
содержательных изменениях картины мира и способах её выражения,
о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли
творческой индивидуальности художника;
• Иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном
художественными событиями пути российского и мирового
изобразительного искусства в 20 веке;
• Получить первичные навыки передачи пропорций и движений
фигуры человека с натуры и по представлению;
• Научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на
доступном возрасту уровне;
• Развивать навыки наблюдательности, способность образного

видения окружающей ежедневной жизни, формирующие
чуткость и активность восприятия реальности;
• Получить навыки соотнесения собственных переживаний с
контекстами художественной культуры; получить творческий опыт
в построении тематических композиций, предполагающий сбор
художественно- познавательного материала, формирование
авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её
выражения.
• понимать гражданское подвижничество художника в
выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в
художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в
жизни современного человека;
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой
работе и работе одноклассников; лепки, уметь использовать
коллажные техники;
• видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и
группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и
воздушной перспективы;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения
при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
• создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
• активно воспринимать произведения искусства и
аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия,
понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину
мира, присущую произведению искусства.

Планируемые образовательные результаты освоения предмета Планируемые
результаты
По окончании основной школы учащиеся должны:
5 класс
 знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного
искусства;
 знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица,
солярные знаки);
 знать несколько народных художественных промыслов России;
 различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных
народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая,
Западной Европы XVII века);
 различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративноприкладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье,
гобелен, батик и












т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного,
классического, современного) связь конструктивных, декоративных,
изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и
декора;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства,
принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и
декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции
народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца,
Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или
геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды,
объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали
интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном
материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.)

6 класс:















знать о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни
общества и жизни человека;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена истории;
иметь представления о множественности образных языков изображения и
особенностях видения мира в разные эпохи;
знать о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного
изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь
представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта
в истории искусства;
знать ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах
портрет а, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
знать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих
русских художников - пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в
изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими
материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать
коллажные техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть
первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также
группы предметов; знать общие правила построения головы человека;
пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения
пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с
натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с
натуры, по памяти и по воображению;

7 класс
 иметь опыт активного восприятия произведений искусства и
аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь
навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира,

присущей произведению искусства.

















знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для
анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а
следовательно, и способов его изображения;
знать о процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа
работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли
формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого
и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических
событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий
истории;
знать о роли художественных образов изобразительного искусства в
понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между
поколениями, между людьми;
знать о роли художественной иллюстрации;
знать наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного
искусства на исторические и библейские темы в европейском и
отечественном искусстве, понимать особую культуростроительную роль
русской тематической картины Х1Х'-ХХстолетий;
получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры
человека с натуры и по представлению;
научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном
возрасту уровне;
развивать навыки наблюдательности, способность образного видения
окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность
восприятия реальности;
получить творческий опыт в построении тематических композиций,
предполагающий сбор художественно-познавательного материала,
формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её
выражения;
получить навыки соотнесения переживаний с контекстами
художественной культуры.

Сроки реализации программы; 2019-2020 учебный год

Тематическое планирование

№

5 класс
Тема раздела

Примерное
количество
часов
9

1

Древние образы в народном искусстве

2

Роль народных художественных промыслов 7
в современной жизни
18
Роль декоративного искусства в жизни
человека и общества
Итого
34

3

№

1.
2.
3.
4.

6 класс
Тема раздела

Виды изобразительного искусства
Мир наших вещей. Натюрморт
Вглядываясь в человека. Портрет
Человек и пространство в
изобразительном искусстве.
Итого

Примерное
количество
часов

Вид контроля
пр

тп

Вид контроля

8
8
10
8
34

7 класс

№

Тема раздела

Примерное
количество
часов

1

ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

6

ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ - ч
РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Итого

12
6

2
О

J

4

10

34

Вид контроля

Перечень проверочных работ
№

№
урока

День
недели

Тема

Дата проведения
класс

1

Стартовая проверочная работа

5а

2

Стартовая проверочная работа

56

3

Стартовая проверочная работа

6а

4

Стартовая проверочная работа

66

5

Стартовая проверочная работа

7

6

Промежуточная проверочная работа

5а

7

Промежуточная проверочная работа

56

8

Промежуточная проверочная работа

6а

9

Промежуточная проверочная работа

6б

10

Промежуточная проверочная работа

7

11

Итоговая проверочная работа

5а

12

Итоговая проверочная работа

56

13

Итоговая проверочная работа

6а

14

Итоговая проверочная работа

66

15

Итоговая проверочная работа

7

класс

Календарно - тематическое планирование
Предмет -Изобразительное искусство
Класс - 5
Образовательная область- технология
МО- эстетического цикла
Учебный год- 2019-2020
Срок реализации программы –
Учитель-Петриашвили И.Н.

Кизляр,
2019 год

Расчет количества уроков к календарно- тематическому плану
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
всего
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
всего
1 полугодие
2 полугодие
всего
Календарно - тематическое планирование курса «изобразительное искусство»
рассчитано на 34 учебные недели при количестве уроков
в 5-м классе - 34часа из расчета 1 час в неделю
в 6-м классе - 34часа из расчета 1 час в неделю
в 7-м классе - 34часа из расчета 1 час в неделю
При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год
расписанием и календарным графиком количество часов составило 102 урока Если вследствие
непредвиденных причин количество уроков изменяется, то для выполнения государственной
программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи
материала
Принятые обозначения
КР
РР

тс
ксд
ЛР
ПР

Контрольная работа
Развитие речи
тестирование
Контрольный словарный диктант
Лабораторная работа
Практическая работа

Календарно - тематическое планирование
Предмет -Изобразительное искусство
Класс - 6
Образовательная область- технология
МО- эстетического цикла
Учебный год- 2019-2020
Срок реализации программы –
Учитель-Петриашвили И.Н.

Кизляр,
2019 год

Расчет количества уроков к календарно- тематическому плану
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
всего
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
всего
1 полугодие
2 полугодие
всего
Календарно - тематическое планирование курса «изобразительное искусство»
рассчитано на 34 учебные недели при количестве уроков
в 5-м классе - 34часа из расчета 1 час в неделю
в 6-м классе - 34часа из расчета 1 час в неделю
в 7-м классе - 34часа из расчета 1 час в неделю
При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год
расписанием и календарным графиком количество часов составило 102 урока Если вследствие
непредвиденных причин количество уроков изменяется, то для выполнения государственной
программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи
материала
Принятые обозначения
КР
РР

тс
ксд
ЛР
ПР

Контрольная работа
Развитие речи
тестирование
Контрольный словарный диктант
Лабораторная работа
Практическая работа

Календарно - тематическое планирование
Предмет - Изобразительное искусство
Класс - 7
Образовательная область- технология
МО- эстетического цикла
Учебный год- 2019-2020
Срок реализации программы –
Учитель-Петриашвили И.Н.

Кизляр,
2019 год

Расчет количества уроков к календарно- тематическому плану
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
всего
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
всего
1 полугодие
2 полугодие
всего

Календарно - тематическое планирование курса «изобразительное искусство»
рассчитано на 34 учебные недели при количестве уроков
в 5-м классе - 34часа из расчета 1 час в неделю
в 6-м классе - 34часа из расчета 1 час в неделю
в 7-м классе - 34часа из расчета 1 час в неделю
При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год
расписанием и календарным графиком количество часов составило 102 урока Если вследствие
непредвиденных причин количество уроков изменяется, то для выполнения государственной
программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи
материала
Принятые обозначения
КР
РР

тс
ксд
ЛР
ПР

Контрольная работа
Развитие речи
тестирование
Контрольный словарный диктант
Лабораторная работа
Практическая работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87239) 2-29-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».